13 апреля 2025      207    

Почему детям трудно учиться. Анализ психологических причин

Каждый ребёнок уникален, но не всем одинаково легко даётся школьная программа. Если ваш ребёнок испытывает трудности в обучении — это не приговор. В нашей статье мы разберём основные причины учебных сложностей и подскажем, как помочь школьнику.

Почему возникают трудности в обучении?

Нейропсихологические особенности

  • Задержки психического развития (ЗПР)
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • Дислексия и дисграфия

Психологические факторы

  • Низкая самооценка и школьная тревожность
  • Конфликты с учителями или сверстниками
  • Отсутствие учебной мотивации

Физиологические причины

  • Хронические заболевания
  • Утомляемость и нарушения сна
  • Последствия родовых травм

Социальные аспекты

  • Неблагоприятная семейная обстановка
  • Педагогическая запущенность
  • Несоответствие школьных требований возможностям ребёнка

Как помочь ребёнку?

✅ Нейропсихологическая диагностика — выявит истинные причины трудностей
✅ Занятия с нейропсихологом— подскажут эффективные тренировки с учетом причин
✅ Арт-терапия и песочная терапия — снизят тревожность
✅ Консультации для родителей — научат правильно поддерживать и помогать ребёнку

Трудности в обучении: кому школьные успехи даются нелегко

Приятно видеть, когда дети учатся на «4» и «5», радуя родителей и учителей своими успехами. Особое внимание в системе образования уделяется одарённым детям — для них создаются специальные программы, их достижения отмечают на олимпиадах и конференциях, о них рассказывают в СМИ.

Но рядом с этими вундеркиндами есть другие дети — те, кому учёба даётся с трудом. Они редко становятся героями публикаций, их успехи не афишируются, а родители и учителя часто испытывают тревогу за их будущее.

Парадокс: таких детей в школах оказывается больше, чем успевающих учеников. Им, как и всем, хочется внимания, признания и уверенности в своих силах. Но вместо этого они часто сталкиваются с разочарованием и непониманием.

Интересный факт: многие гении (Ньютон, Эйнштейн, Пушкин) в школьные годы считались неуспевающими. Это доказывает, что трудности в обучении — не приговор, а сигнал о необходимости индивидуального подхода.

«Неуспевающий ученик — это не «плохой» ребёнок, а тот, кому не подошла стандартная система обучения». (И.П. Подласый)

Исследования показывают: многие «двоечники» обладают:
✓ Нестандартным мышлением
✓ Высоким творческим потенциалом
✓ Уникальными способностями, которые школа просто не оценивает

Типы детей с трудностями в обучении: в чем истинные причины?

Дети с задержкой психического развития

Эти ребята отстают от возрастных норм, но их проблема — не в лени или нежелании учиться. Им действительно сложнее даются задания, требующие быстрой обработки информации. Низкая самооценка и постоянные замечания учителей часто приводят к защитным реакциям — они могут кричать с места, драться или убегать с урока. Это не плохое поведение, а крик о помощи, попытка компенсировать учебные неудачи.

Дети, не готовые к школьным нагрузкам

Каждый четвертый неуспевающий ученик просто не дорос до систематического обучения. Причины кроются в раннем развитии: тяжелые роды, болезни первых лет жизни, неблагополучная среда. Их организм еще не готов к строгому распорядку, длительным занятиям, постоянной концентрации внимания. Такие дети быстро попадают в группу риска по школьной дезадаптации.

Функционально незрелые дети

Они стараются изо всех сил: аккуратно пишут, учат уроки, слушают учителя. Но уже через месяц учебы становятся вялыми, раздражительными, начинают часто болеть. Проблема в том, что их нервная система еще не готова к систематическим нагрузкам. Они могут быть умными и способными, но их биологическая зрелость не соответствуют школьным требованиям.

Ослабленные дети

Статистика тревожна: лишь 20-30% первоклассников полностью здоровы. Остальные имеют хронические заболевания, нарушения зрения, последствия родовых травм. Одних чрезмерно опекали дома, не давая развиваться самостоятельно. Другим, наоборот, все позволяли, и теперь они не умеют концентрироваться и доводить дело до конца. В обоих случаях результат один — трудности в обучении.

Социально неблагополучные дети

Многие школьники растут в неблагоприятных микросоциальных условиях, сталкиваясь с социальной запущенностью: алкоголизмом родителей, конфликтами, жестокостью и холодностью по отношению к ним, а также с чередованием наказаний и вседозволенности. Школа зачастую усиливает их проблемы, классифицируя их как педагогически запущенных. Учителю хорошо известны такие ученики: рассеянные, забывчивые, с нестабильной успеваемостью. Уже на первом уроке они ощущают сильную усталость, плохо воспринимают объяснения учителя, безучастно смотрят в пространство или даже засыпают прямо на парте. Занятия кажутся им бесконечными, утомляемость приводит к резкому падению работоспособности и замедлению темпа работы. Такие дети часто отвлекаются на посторонние стимулы, проявляют плаксивость и небрежность в работе, иногда беспричинно смеются. Чтение сопровождается потерей строки и отсутствием смысловых акцентов. Некоторые из них добросовестно выполняют домашние задания, но в классе теряются и путаются.

Вывод

Таким образом, причины, приводящие к учебной неуспеваемости, многочисленны и разнообразны. Достаточно одной из них, чтобы ребенок столкнулся с проблемами в обучении. Среди основных факторов педагогической науки выделяет:

  • Неблагоприятную наследственность;
  • Нарушения нервной деятельности;
  • Сниженная способность к интеллектуальной работе;
  • Физическая ослабленность;
  • Недоразвитость речи;
  • Боязнь школы и учителей;
  • Инфантильность (детскость);
  • Незрелость эмоционально-волевой регуляции и навыков самостоятельности.

Психологическая диагностика еще на этапе подготовки к школе и своевременная коррекция помогают снизить риски или смягчить школьные трудности. Особенно это важно для детей, которые уже в дошкольном возрасте вызывают обеспокоенность родителей и педагогов.

Запись на диагностику, консультации и занятия по телефону

+7 (919) 030 75 84

Свежие записи

© 2025 Психологический центр "Развитие" в Обнинске · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

UA-103837247-2