27 февраля 2025      52    

Ребенок постоянно требует внимания.

Родительство — это бесценный дар природы, который приносит радость и одновременно большую ответственность. Ведь именно от родителей во многом зависит, каким станет их ребенок, как он будет воспринимать мир и справляться с жизненными трудностями. Однако воспитание детей порой сопровождается сложностями, одна из которых — постоянная потребность ребенка в внимании. Многие мамы и папы сталкиваются с ситуацией, когда, несмотря на все усилия, ребенок продолжает «липнуть», требуя еще больше внимания. Давайте разберемся, почему это происходит и что делать?

Характерные проявления

Дети, которые постоянно требуют внимания, демонстрируют ряд характерных признаков:

Частые просьбы: Ребенок регулярно просит поиграть, почитать книгу, поговорить или просто побыть рядом.

Не «отпускает» родителей. Ходит «по пятам», не позволяет заниматься другими делами, уходить. С трудом остается где-либо без родителей.

Раздражительность: Если его желания игнорируются, он может стать капризным, плаксивым или агрессивным. Но и когда желания выполняются — это не помогает ребенку обрести радость и самостоятельность.

Отсутствие самостоятельности: Такие дети редко играют сами, предпочитая проводить время исключительно с родителями. Если родитель не играет и не сидит с ребенком — он капризничает, «мается»

Чувство заброшенности: Они могут жаловаться на скуку или одиночество, даже находясь среди людей, среди игрушек. Нередко такого ребенка можно «завлечь» телефоном или планшетом — но и это не на долго.

Эти признаки указывают на наличие глубоких эмоциональных потребностей, которые не получают удовлетворения. Но в первую очередь эти признаки указывают на незрелость эмоционально-волевой регуляции, слабость собственной личности ребенка. Можно, конечно оставить ситуацию «как есть, перерастет» — но нередко зависимость и чрезмерно выраженная потребность в присутствии взрослого может стать более серьезной трудностью к школьному возрасту.

Возможные причины

Существует несколько основных причин, по которым ребенок не может обрести естественным образом самостоятельность

  1. Недостаток качественной связи: Даже если вы проводите много времени с ребенком, важно качество вашего взаимодействия. Простого присутствия недостаточно — необходимы искреннее участие, эмоциональный контакт и совместные активности.
  2. Страх одиночества: Некоторые дети боятся остаться одни, потому что испытывают тревогу или неуверенность. Это может быть связано с прошлыми негативными переживаниями или отсутствием стабильной поддержки. Страх одиночества — сложный феномен, в основе которого могут быть и другие, более глубокие причины. В случае, когда страхи нарушают нормальную жизнедеятельность ребенка бывает необходимо обратиться за помощью.
  3. Нехватка любви и признания: Дети остро нуждаются в чувстве собственной ценности и важности. Если они не получают достаточного подтверждения своей значимости, это может выражаться в постоянных требованиях внимания. Обычно ощущение «нехватки любви и признания» связаны с качеством детско-родительских отношений. Нередко родители в этих случаях сообщают о том, что практически постоянно находятся с ребенком и уделяет ему «так много времени, что даже своими делами заниматься некогда». Однако это чувство больше связано не столько с количеством, сколько с качеством проведенного времени и способностью родителя формировать у ребенка адекватную самооценку и способность получать признание от других людей. От умения родителя «эмоционально наполнять» ребенка даже во время непродолжительного общения.
  4. Проблемы в семье: Конфликты, разводы, финансовые трудности или другие семейные кризисы могут вызывать у ребенка стресс и желание получить дополнительную поддержку от родителей. Затяжные кризисы и конфликты в семейных отношениях существенным образом ослабляют личность и без того не зрелого ребенка. В этом случае малыш просто не может самостоятельно справляться с тревогой и страхами, нередко испытывает вину за происходящие между взрослыми конфликты. Формирование самостоятельности и эмоционально-волевой регуляции в этом случае также нередко нарушается.
  5. Потребность в контроле: Иногда дети используют внимание взрослых как способ управления ситуацией. Они хотят убедиться, что их мнение учитывается, и стремятся влиять на происходящее вокруг. Однако, в связи с незрелостью социального опыта и регуляции социального поведения, ребенку сложно почувствовать межличностные границы и если родители не могут ему в этом помочь, то потребность становиться навязчивой.
  6. Склонность к слиянию в симбиотических (со зависимых) отношениях с родителем. Стиль воспитания, связанный и с гиперопекой, тревожностью самих родителей, сложностью у родителей к выстраиванию адекватных межличностных границ могут нарушать естественную способность и потребность ребенка в автономии. В этом случае стремление к самостоятельности и безопасной отделенности у ребенка нарушается, что приводит к задержке развития эмоционально-волевой регуляции у ребенка.

Что делать родителям если ребенок постоянно нуждается во внимании?

Чтобы удовлетворить потребности ребенка и уменьшить его зависимость от постоянного внимания, попробуйте следовать следующим рекомендациям:

  1. Создавайте ритуалы: Регулярное выполнение определенных действий (например, чтение перед сном, прогулка после сада или массаж на ночь, «обнимашки между делом», подпитка теплыми словами и коротким вниманием к ребенку «на опережение», пока он не просит) помогает ребенку чувствовать себя увереннее и получать необходимую эмоциональную подпитку.
  2. Планируйте качественное время: Вместо долгих часов совместного пребывания сосредоточьтесь на качестве общения. Выделяйте хотя бы 15–20 минут ежедневно, чтобы целиком посвятить себя ребенку, играть, разговаривать или заниматься чем-то интересным вместе. При этом учите ребенка договариваться о том, чем и как он займется после того, как проведет время с родителем.
  3. Поощряйте независимость: Постепенно учите ребенка самостоятельности. Пусть он пробует делать что-то сам, будь то игра или простое занятие. Поддерживайте его инициативы и хвалите за успехи.
  4. Используйте позитивное подкрепление: Когда ребенок ведет себя спокойно и самостоятельно играет, обязательно отмечайте это похвалой. Это поможет ему осознать, что хорошее поведение вознаграждается вниманием.
  5. Будьте последовательны: Старайтесь придерживаться установленных правил и границ. Если вы пообещали уделить время ребенку после выполнения дел, обязательно выполняйте обещания. Последовательность создает ощущение стабильности и доверия.
  6. Способствуйте активному общению и играм со сверстниками — это позволит ребенку не только обрести важные навыки, но и научиться адекватным образом получать внимание от других людей.
  7. Обращайтесь за профессиональной помощью: Если проблема сохраняется длительное время и мешает нормальной семейной жизни, возможно, стоит обратиться к детскому психологу. Специалист поможет разобраться в причинах поведения ребенка и предложит индивидуальные рекомендации.

Постоянные требования внимания со стороны ребенка — это сигнал о наличии важных эмоциональных потребностей и незрелости эмоционально-волевой регуляции. Родителям важно научиться распознавать эти сигналы и удовлетворять их через качественные взаимодействия, создание ритуалов и поощрение адекватной автономии. Помните, что каждый ребенок уникален, и подход к нему должен быть индивидуальным. Терпение, любовь и понимание помогут преодолеть любые сложности и построить крепкую связь с вашим малышом.

Наши услуги

Наши специалисты

Запись на диагностику, консультации и занятия по телефону

+7 (919) 030 75 84

Свежие записи

© 2025 Психологический центр "Развитие" в Обнинске · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

UA-103837247-2