Неврологи, логопеды направляют родителей на нейропсихологическую диагностику. Иногда и сами родители хотят понять причины трудностей ребенка и разобраться в том, как можно помочь ему учиться и полноценно развиваться.
Нейропсихологическая диагностика — это занятие, на котором нейропсихолог дает ребенку задания или функциональные пробы и просит их выполнить. Во время выполнения заданий нейропсихолог анализирует особенности выполнения заданий и ошибки, которые указывают на наличие незрелых функций или нарушений в работе нервной системы. Нейропсихологический анализ помогает выявлять причины затруднений и ошибок. Характер ошибок указывает на несформированность (функциональную незрелость) работы отдельных зон мозга, или на нарушение функций в результате патологических процессов.
Нейропсихологических проб много. Однако для понимания дисфункций нейропсихолог использует проверенные опытом и практикой пробы, которые полно раскрывают особенности созревания нервной системы или нарушений ее функционирования.
Классический нейропсихологический анализ позволяет выявлять не только дефицитные функциональные звенья в работе нервной системы, но и сильные, сохранные, ресурсные возможности. Диагностика направлена на анализ механизма нарушений. Данные диагностики помогают определить мишени для коррекционных занятий.
Таким образом, с помощью нейродиагностики выявляются причины затруднений и определить методы коррекции.
Также нейродиагностика в детском возрасте показана при следующих особенностях развития:
Диагностика для подготовки заключения. Такое диагностическое занятие нужно для подготовки заключения по просьбе неврологов или логопедов в период обследования ребенка. Также заключение нужно для медико-психологической комиссии. Иногда сами родители просят провести диагностику с выдачей заключения. Для этого формата требуется 1-3 занятия в зависимости от особенностей ребенка, его работоспособности и особенностей проблемы, с которым обратились родители. Для диагностики используются выборочные пробы, которые раскрывают особенности развития ребенка. Диагностика, помимо заданий включает в себя наблюдение, опрос, исследование анамнеза и социальной среды развития.
В этом случае работа ориентирована не столько на подготовку заключения, сколько на глубину и полноту исследования. Диагностические задания даются на каждом коррекционном занятии, последовательно раскрывая особенности ребенка. Для нейропсихологического анализа продуктов деятельности ребенка используются знания о мозговой организации психических процессов и особенностях созревания нервной системы в норме и патологии. В результате — родители получают понимание трудностей ребенка. Также становиться понятно, какими методами, нейротренажерами, упражнениями и играми лучше проводить коррекцию. Во время нейрокоррекционных занятий — родители это полноценные участники процесса. Чем полнее понимание затруднений формируется у родителя — тем эффективнее коррекционная помощь ребенку.
Классические пробы, которые разрабатывались для проведения диагностики в детском возрасте, доступны ребенку с 4-5 лет. На каждый возраст разработаны условные нормативы при выполнении, известны ошибки, которые характеризуют возрастную незрелость или указывают на нарушение. В возрасте до 4-х лет используется нейропсихологический анализ с учетом возрастных особенностей созревания нервной системы. В этом случае нейропсихолог дает адаптированные пробы или проводит опрос родителей с целью выявления особенностей созревания Высших Психических Функций (ВПФ) нервной системы.
По результату нейродиагностики родители получают рекомендации по нейрокоррекции выявленных дисфункций.
Специальной подготовки перед диагностикой не требуется. Можно с ребенком вспомнить и обсудить моменты, как ребенок ходил на развивающие занятия или выполнял задания в детском саду или в школе. Важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении, выспавшийся и не голодный. Предупредите о том, что может нужно будет некоторое время поиграть самому, пока мама и папа поговорят со специалистом. Во время диагностики возникают вопросы об особенностях протекания беременности, родов, собирает медицинский анамнез. Так что не забудьте захватить с собой медицинские документы, которые могут дополнить информацию для понимания проблемы. Также полезны для диагностики рабочие тетради и рисунки . Однако, если Вы решите показать продукты творчества ребенка, лучше этот момент обговорить с ним и получить его согласие.
Запись на диагностику, консультации и занятия по телефону
+7 (919) 030 75 84
© 2024 Психологический центр "Развитие" в Обнинске · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru