30 апреля 2019      2661    

Нейроактивация речи

Мозг не дается человеку в готовом виде. Когда ребенок рождается — то в нервной системе заложены предпосылки к развитию психических процессов, умственных операций, которыми владеет взрослый человек. Мозг постепенно созревает. Появление речи — это в некотором смысле венец созревания, результат формирования нервных связей и структур.
Почему ребенок не начинает говорить? 

Почему ребенок не начинает говорить?

Классифицируем причины на три больших блока:

  • Биологические причины
  • Психологические причины
  • Социальные причины

 Нередко встречается сочетания сразу нескольких причин, которые препятствуют тому, чтобы ребенок заговорил вовремя.

Биологические причины.

К этому ряду причин относятся те, которые указывают на возможное повреждение нервной системы в процессе осложненных родов, или в результате влияния негативных факторов после рождения ребенка. Инфекционные заболевания, интоксикации, травмы — эти и другие причины приводят к тому, что нервная система формируется замедленно. Чтобы речь состоялась и ребенок заговорил — важно, чтобы зоны и структуры мозга , которые вовлечены в процесс речи сформировались. Если есть причины, которые этому мешают — то речевое развитие будет затормаживается или искажаться. Чем раньше биологические причины будут выяснены, тем больше шансов помочь ребенку вовремя.

Психологические причины.

Как ни странно, бывает так, что ребенку не нужно разговаривать. «Не выгодно» или нет потребности. Чем младше ребенок, тем больше развитие определяется непосредственным реагированием на внешнюю среду и условия развития. Ребенок с раннем возрасте не способен к волевому усилию (лобные доли еще не зрелы для этого). У малыша нет опыта, которые бы «натолкнул» его к пониманию, что речь нужна для учебы или для жизни. Конечно же нет! Какие отношения окружают ребенка — на то он и реагирует. Отношения определяют развитие ребенка. Если ребенок в симбиозе с мамой, его понимает «без слов» — то ребенок может обходиться без речи! Он пользуется известной ему стратегией — если что-то нужно — Кричи!

Сдерживание эмоций на фоне «воспитательных мер» со стороны взрослых еще одна психологическая причина, которая блокирует появление речи. Неосознанные страх, обида, злость, которые часто возникают у детей в результате непонимания действий взрослых возникают неосознанные реакции, когда ребенок «перестает» говорить или его речевая активность снижается.

Тревожность родителей — еще одна психологическая причина, из-за которой нарушается нормальное общение с ребенком в семье. В этом случае круг замыкается. Родителей беспокоит, что ребенок не разговаривает, тревога мешает эмоциональной динамике взаимоотношений, что в свою очередь негативно влияет на речевое развитие. Разорвать порочный круг удается тогда, когда родитель начинает понимать, что и как надо делать. Как работать с собой, со своими чувствами, как помогать ребенку.

Психологические причины далеко не всегда осознаются родителями в полной мере. Поэтому обращение к нейропсихологу дают возможность исследовать отношения с ребенком и найти пути для коррекции речевого развития.

Социальные причины.

На развитие ребенка самым непосредственным образом влияет социальная среда развития и образ жизни, который влечёт ближайшее окружение значимых для ребенка взрослых.

Стрессы на фоне конфликтных взаимоотношений в семье или в неблагоприятных обстоятельствах. Испуг, физические и психологические страдания ребенка в следствие заболеваний, трагические обстоятельства — эти и другие причины приводят к тому, что ребенок либо останавливается или деградирует в развитии речи. Сложность в этих случаях в том, что родители могут понимать не благоприятность сложившихся обстоятельств, которые, зачастую, невозможно бывает изменить. В этих случаях нужно искать решения, которые позволят изменить жизненную ситуацию, помогут снизить влияние стрессовых факторов и создать условия для психологической реабилитации.

Недостаток детского общения и сенсомоторной активности, также может приводить к задержке развития речи. Когда активная жизнедеятельность малыша проходит в группе разновозрастных детей, среди которых хорошо говорящие дети, то общение естественным образом стимулируют малышей к речи. Еще недавно такую функцию выполняли дворы, в которых ребятишки играли, бегали, общались играли в сюжетные и подвижные игры. Такая среда создавала благоприятные условия для развития речи малышей. 

Понимание и коррекция социальных причин, оптимизация образа жизни помогают активировать речь ребенка естественными способами.

«Не волнуйтесь мамаша, заговорит!»

К сожалению очень часто приходиться слышать такие слова от родителей, которые чувствуя неладное ищут помощи и наталкиваются на «сердобольных» специалистов. В речевом развитии детей есть четкие закономерности. Процесс формирование речи у детей достаточно хорошо изучен. Конечно же встречаются генетическая предрасположенность к замедленному созреванию речи, но чаще приходиться сталкиваться с запущенностью проблемы. Генетическая предрасположенность — одна из многих причин, приводящих к тому, что речь задерживается в развитии. Чаще бывает так, что генетическая предрасположенность усугубляет влияние других факторов, становиться «почвой» для замедленного созревания нервной системы. 

Если родителей беспокоит речевое развитие малыша — надо тщательно разбираться и наблюдать за его развитием, но при этом оставаться эмоционально-ресурсным в отношениях с ребенком. Это будущее ребенка, и не стоит отпускать речевое развитие на самотек, но и «сваливаться» в не конструктивную  тревогу тоже смысла нет.

Просто помните, что речь — это локомотив для развития мышления, социальной адаптации и не только. В дошкольный период в нервной системе формируются базовые функции и умственные операции, которые дальше станут основой для формирования школьных навыков, помогут ребенку адаптироваться и справляться с требования внешней среды. Задержка сегодня — оборачивается сложностями завтра. Если родители вовремя создают благоприятные условия, стимулирующие развитие ребенка, устраняют причины биологического характера, которые мешают развитию, то можно существенным образом повлиять на развитие речи, мышления и других способностей, которые необходимы для полноценной адаптации и жизни.

Немного о нормативах развития

Развитие речи у малышей – очень интересный этап взросления ребенка. В это время каждый день дарит маленькое открытие или достижение: новые слова, новые звуки, фразы, первые стихи и песенки…

К двум годам дети обычно могут произносить простые слова, хотя часто и не выговаривают некоторые звуки. На этом этапе ребенок уже знает названия большинства окружающих предметов и способен простейшими словами сказать родителям о своих потребностях. Развитие речи у малышей этого возраста можно разбить на две задачи:

  • выработка правильного произношения всех звуков алфавита;
  • обучение ребенка построению корректных фраз, правильному использованию предлогов и местоимений, расширение словарного запаса.

В период от 2 до 3 лет словарный запас увеличивается с 50 до 1500 слов, а отрывочные сообщения трансформируются в развернутые предложения.

Если ваш малыш, по каким либо причинам не начал говорить, речь неразборчива, он невнимателен, неусидчив, быстро теряет внимание и интерес, то не стоит ждать и терять время. Обратиться можно к нейропсихологу, логопеду-дефектологу, неврологу. Если специалист отмахивается, широким жестом успокаивает родителей, не разбираясь в причинах происходящего — значит просто этот специалист работает с другими проблемами — нужно искать того, кто серьезно отнесется к Вашим наблюдениям и подскажет пути решения исходя из понимания причин.

 Нейроактивация речи. Как происходит?

В нашем центре на первом этапе проводиться диагностика, направленная на выявление возможных причин задержки развития речи и на определение особенностей развития в целом.

Затем с родителями проводиться обучение тому, как и каким образом устранять выявленные причины. Маленький ребенок вовлечен в систему общения тех взрослых людей, которые его окружают. Конечно и специалист в кабинете может играть и делать упражнения с ребенком, но куда важнее передать знания ближайшему окружению ребенка, ведь обеспокоенная семья готова вкладывать силы, время на развитие своего малыша. Родителям бывает необходимо понимать что и как делать. Как стимулировать, как организовывать занятия, какие упражнения делать, как и во что играть. Родители обучаются работать со своим ребенком, выстраивать с ним отношения. Едут на обследования и выявляют причины, которые мешают заговорить, если это необходимо. 

Специалист выполняет роль сопровождающего и наставника по отношению к семье. Дети очень быстро реагируют на изменения в общении, на появление упражнений и занятий в режиме «каждый день» появлением новых слов и предложений. Ребенок привыкает «заниматься» или значительно легче принимает развивающие занятия со специалистом. В кабинете с ребенком проводиться занятие начинается с 10-15 минут, в зависимости от того, как выдерживает ребенок, после чего происходит обсуждение вопросов и трудностей, возникающих у родителей дома. По мере адаптации ребенка к занятиям время с ребенком увеличивается до 50 минут полноценного комплексного занятия, которое включает в себя нейрогимнастику и развивающую игру.

 

Наши услуги

Наши специалисты

Запись на диагностику, консультации и занятия по телефону

+7 (919) 030 75 84

Свежие записи

© 2024 Психологический центр "Развитие" в Обнинске · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

UA-103837247-2