11 июня 2019      221    

Психологическая готовность к школе. Продолжение.

В наш центр чаще всего обращаются родители дошкольников и школьников. Учеба в школе — настоящее жизненное испытание для детей и родителей. На сайте psyobninsk.ru уже есть публикации о нейропсихологической (биологической) и психологической готовности к обучению в школе. Эмоционально-волевая зрелость личности — еще одни аспект психологической готовности к учебе.

Мне не интересно!

Многие дети сегодня воспринимают педагогов, как людей, которые должны давать то-то интересное, увлекательное. Со стороны родителей звучат упреки в адрес педагогов — «уроки скучные!», «Детей надо учить в игровой форме!». Конечно, учитывать особенности возраста, проводя урок, надо. Например, чередовать задания, правильно распределять нагрузку во время урока, делать физкультминутки, использовать демонстрационные материалы использовать другие педагогические ресурсы, которые помогают сделать урок интересным и динамичным. Но учитель — не клоун, и не обязан развлекать детей.

«Не хочу», «Устал», «Это трудно» или наоборот «Это слишком легко» «Это не интересно», «Мне это не нравиться». Такие частые фразы у детей в начальной школе — это сигнал взрослым, родителям — помогите ребенку принять позицию школьника, разделить у себя в головушке, что есть время играть, а есть время, когда надо постараться и выполнить задание. Пусть даже и не очень интересное.

Меня не спрашивают!

На занятиях по подготовке к школе педагоги дают материал в игре, с помощью картинок и увлекательных персонажей. И это правильно, ведь на момент подготовки ребенку еще только 5 или 6 лет. Это возраст игровых мотивов. Однако в школе, если ребенка не настроить правильно, его настигает разочарование. Ребенок переживает, что его никто не хвалит за каждое движение, да и спрашивают не каждый раз, как не тяни руку… Вместе с недовольством, несоответствием ожиданий и реальности мотивация и готовность уходит, словно и не бывало. А еще учителя порой бывают нервными: кричат и срываются, ведь поведение школьников далеко не всегда примерное…

Вот и исчезает всякая готовность к учебе как дым, и начинается круг обвинений в адрес школы, учителей, программ и поиск других виноватых вокруг… А тем временем, в этих примерах речь идет об эмоционально-волевой незрелости ребенка.

Мир такой, каким его делаем мы.

Конечно, от педагога и системы образования зависит много и требования к педагогам и качеству общения с детьми очень высокие. Педагогам есть о чем подумать и над чем работать. Но, как ни крути, мир и люди такие, какие есть. Ребенку надо учиться, сохранять себя, заботиться о себе, учиться справляться с жизненными задачами в той среде, где он находиться. Развитые эмоционально-волевая сфера личности и эмоциональный интеллект в этом деле первый помощник.

Как ни странно звучит, развивать эти способности ребенка лучше всего в игре и в трудовой деятельности. Игры учат спокойно ждать своей очереди, играть по правилам, уступать, создавать свою стратегию, учитывать настроения других людей. Труд и спорт помогает ребенку принять необходимость регулярных занятий и тренировок, умение справляться с трудными задачами постепенно.

Интеллектуальная готовность

В данном случае речь идет о такой составляющей готовности обучения в школе, о которой пишут многие: умение слышать, слушать, запоминать. Надо быть внимательным. Владеть навыками счета, чтения. Владеть карандашом, ручной, ножницами. В основе этих способностей, также будет лежать зрелость нервной системы, о которой подробнее написано в статье «нейропсихологическая готовность к школе».

Говоря о психологической готовности в первую очередь здесь важно упомянуть желания и познавательный интерес самого ребенка. Интерес исследователя, естествоиспытателя. Умение искать ответы на свои вопросы, желание пробовать. Любознательный ребенок стремиться узнавать все новое, активно интересуется окружающим миром, строит, создает. Эти интересы созревают только в разнообразной, насыщенной повседневной деятельности дошкольника.

Мотивационная готовность

Сложный феномен, поскольку мотивация у ребят разная. Кому-то нравиться узнавать новое, интересоваться, кому-то общаться, а для кого-то школа – это место, где можно доказывать свою силу. Говоря об учебной мотивации важно, чтобы у ребенка оставалось положительное отношение к школе, к учителям, к учебе и к самому себе.

Если задуматься, то это становиться понятно, насколько уязвима мотивация к обучению! Дети делятся друг с другом своим неудачным опытом, передавая негативное отношение к учебе. Учителя криками и попытками влиять на поведение через оценки добавляют обид и негативных переживаний. Отсутствие интереса к успехам ученика со стороны взрослых, обезличенное отношение — все это ребенка равнодушным к школе, вселяет равнодушие. Затем теряется интерес и к учебе. А тем временем для успешного обучения и устойчивой мотивации необходимо положительное отношение к данному процессу.

Как же помогать ребенку?

Чтобы мотивация к учебе сохранялась, нужны адекватные отношения с родителями и эмоционально-волевая готовность к обучению. На фоне похвалы и поддержки важно приучать к самостоятельности и говорит о том, что в школе могут быть разные люди. Могут не хвалить и не замечать. Но если родители хвалят и замечают, поощряют и поддерживают ребенка, помогают ему проживать не простые жизненные ситуации и исправлять свои ошибки, поведение — мотивация становиться более устойчивой.

Отношение родителей к ребенку создает безусловное принятие самого себя, но при этом необходимо пояснять, что в мире могут встречаться трудности и надо уметь правильно принимать ошибки.

Ошибки и неудачи – часть хорошего. Это новые возможности и это нормально. Трудно бывает всем, и ошибается каждый. Любой сложный человек на пути – будь то учитель или одноклассник – это персональный тренер по личностному росту: научишься с ним общаться – считай, что овладел большим жизненным уроком.

Таким образом, выходит, что психологическая готовность создается полноценной дошкольной жизнью. И во многом качество дошкольной и жизни определяется тем, насколько родители грамотно и осознанно подходят к самим себе и своему родительству. В этих вопросах помогает психологическое консультирование родителей.

На психологическую диагностику готовности к обучению в школе можно записаться по телефону:

+7 919 030 75 84

 

Свежие записи

© 2020 Психологический центр "Развитие" в Обнинске · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

UA-103837247-2