08 мая 2019      1127    

Психологическая готовность к школе.

Современные школы не дают расслабиться ни родителям, ни детям. Чтобы ребенок адаптировался и мог учиться, помимо развитых познавательных способностей необходима психологическая готовность к школе.
Нужны ли такие нагрузки? С одной стороны, каждая семья сама определяет это. Сегодня доступны альтернативные формы образования детей: семейное обучение, частные колледжи и т.п.

Если же предположить, что сегодняшним детям завтра жить в сложном мире конкуренции, Свободы, которая предполагает тотальную ответственность за качество своей жизни, то обучение в школе — это не только знания, но и жизненный опыт.

Что такое психологическая готовность к школе?

О психологической готовности говорят многие, ее проверяют, о ней пишут, но по факту, этот феномен трудно уловим. Ребенок может идти в школу с большим желанием, уметь читать, писать слушать, хорошо общается с детьми – но это не гарантия, что в школе он будет хорошо учиться. Нередко ребёнок начинает учиться на четыре и пять, а к среднему звену теряет интерес. Как так? Был готов, стал не готов?

Психологическая готовность – это, в некотором роде, стартовая позиция, с которой у ребенка начинается школьный период. Но пути взросления возникают разные обстоятельства, события, которые влияют на желание учиться. Чем выше уровень психологической готовности к школе, тем выше «запас прочности», тем лучше исходные позиции зрелости Личности ребенка перед сложным этапом взросления.

Психологическая готовность к школе — основа адаптации. Когда ребенок приходит первый раз в школу для него меняется все: режим, отношения, люди, которые его окружают, требования, правила. Появляется много новых задач, которые не стояли перед ребенком в дошкольном детстве. Ребенку приходиться осваивать новые умения. Чем больше навыков и социальных способностей у ребенка сформировалось к началу обучения — тем легче пройдет адаптация.

Зрелость личности ребенка.

Зрелость личности ребенка — показатель психологической готовности к школе. Уровень зрелости проявляется в способности принять новый социальный статус и новую социальную роль школьника.

В этом ребенку помогут способности. Например, способность создавать отношения со сверстниками и взрослыми, принимать правила, ограничения, требования. Если ребенок-интроверт — ему нужно уметь находить свою зону комфорта, не выпадая при этом из необходимого социального общения и учебного процесса.

Нужные социальные способности личности созревают у ребенка в дошкольных учреждениях. В детском коллективе ребёнок учиться адаптироваться, разруливать конфликты, понимать правила поведения в социуме. Детские сады помогают ребенку в дальнейшем удерживать напряжение, связанное с пребыванием с другими людьми.

Другие не обязаны любить и принимать.

Как бы родители не мечтали, что ребенка будут любить и принимать в школе, чаще всего мы встречаем обратное. В школе ребенок понимает, что другие люди не обязаны просто любить и принимать, Социальное положение приходиться создавать и завоевывать общением, отношением с другими людьми.

Сегодня многие родители превозносят уникальность ребенка. И они во многом правы, подтверждая своего малыша и давая ему внутреннее ощущение собственной ценности. При этом, каким бы талантливым и гениально-уникальным ни был ребёнок, надо уметь таланты реализовывать среди других людей.

Ребенку приходится учиться справляться с жизненными задачами самому. Вряд ли родителям удастся всю жизнь ребенка прикрывать его от трудностей, конфликтов, несовпадений и прочих реалий.

Самостоятельность.

Опыт работы с детьми и родителями подтверждает опасность слияния мамы и ребенка, когда мама, опережая чадо идет впереди с лозунгом «Мы пошли в школу!». Или на консультации на вопрос что может делать ребёнок сам, мама стыдливо отвечает: «мы еще не очень кушаем, да и одеваемся не всегда сами». К 7 годам мозг ребенка способен освоить навыки самообслуживания, если этому обучать.

В современных реалиях родители опасаются отпускать детей самостоятельно гулять, запрещают перемещаться по городу в общественном транспорте, справедливо опасаясь за безопасность ребенка. Однако парадокс в том, что безопасному поведению невозможно научить по картинкам, пока у ребенка не возникнет собственный опыт.

Эта сложная задача, как отпускать ребенка самостоятельно гулять, и при этом, не опасаться за его безопасность. В любом случае придется выбирать – отпускать или не отпускать. Удачный вариант — обучать ребенка безопасному поведению и давать возможность обрести свой опыт самостоятельности.

В практике работы психологом встречаются случаи, когда уже взрослые ребята в 11-12 лет не перемещаются по городу самостоятельно. А ведь по физиологическим меркам созревания уже к 7 годам ребёнок способен и самостоятельно перемещаться, и принимать решения в сложных ситуациях на улице. Умение не растеряться в толпе, сориентироваться, что делать если заблудился, потерялся, отстал от родителей – это чрезвычайно важные навыки самоконтроля и саморегуляции.
Тема психологической готовности к обучению в школе обширна. В следующей публикации можно познакомиться с другими аспектами личной зрелости ребенка.

Продолжение следует

Записаться на диагностику нейропсихологической и психологической готовности к школе можно по телефону

+7 919 030 75 84

 

 

 

Свежие записи

© 2024 Психологический центр "Развитие" в Обнинске · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru

UA-103837247-2